ОстровОК

Главная | Регистрация | Вход
Воскресенье, 05.05.2024, 20:34
Приветствую Вас Гость | RSS




МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Статьи наших авторов [13]
Страничка психолога [17]
Рассказы о беременности и родах [3]
Родители и дети [65]
Психология отношений [6]
Наши праздники [5]
Карьера [5]
Знаменитости и звезды [4]
Красота и здоровье [5]
Поиск
Вход

Новое фото
Loading...
Главная » Статьи » Интересно почитать! » Страничка психолога

1 Сентября. Инструкция для родителей
РОДИТЕЛЬСКИЙ
 
Ребенок пошел в школу. Это смена ритма и стиля жизни, смена окру­жения, задач, приоритетов. Это се­парация ребенка и добавление но­вых нагрузок. Я помню свое 1 Сентября в каче­стве мамы: мы с 3-летней Маринкой пришли проводить 6-летнюю Варю в первый класс. Нарядная, с большим букетом и бантами, она старательно прятала растерянность за напускной гордо­стью и решительностью. А мы ста­рались ей подыгрывать.
Она стойко выстояла толкучку на непонятном «празднике», прошла круг за руку с выпускником и ушла за двери шко­лы. И тогда мы с Маринкой сели на бордюр прямо на школьном дворе, обнялись и заплакали. Это был не страх, не горе и не радость, а имен­но он — стресс.
Жизнь стала теперь совсем другой и, видимо, навсегда. Она разделилась на рабочие (про­стите, учебные) дни и выходные, дни, когда «много задали» или ког­да «отпустили пораньше», на кани­кулы и подготовку к контрольным и экзаменам...
С тех пор уже 19 этих самых Первых сентября самым раз­ным составом и в разных школах... Скажу вам по секрету (здесь про­шу педагогов не читать два абзаца)... самое лучшее 1 Сентября было то, ко­торое мы нечаянно пропустили. Лет 8-9 назад начало учебного года попало на выходной. У меня тогда было три школьника. Мы вернулись с моря, и я послала дочь узнать, идти ли на линейку. А она что-то не поняла, или я ее не поняла... В общем, мы хорошень­ко отоспались, и отправила я всех с букетами в понедельник, а линейки были накануне. Вечером было весело, мною впечатлений и абсолютно спо­койно. Будь на то моя воля, я бы, ко­нечно, делала традиционный празд­ник для учителей и желающих 1-го, а детям бы разрешила подтягиваться в течение трех дней, кто когда хочет.
 
ДЕТСКИЙ
 
Стоит заметить, что большая часть стресса ребенка образуется цеп­ной реакцией из двух предыдущих. Дети, вокруг которых все крутит­ся, служат и объектом, и громоотво­дом, да и просто часто заражаются нашими волнениями. В любом случае Первое сентября — День знаний, согласна. Но празд­ник ли?
Вот вы выходите на новую работу, и что — праздник это? 11о-тому мой совет родителям: не усугу­бляйте, ("делать этот стрессовый день приятным можно, праздничным — ну не знаю... Поступление в школу, начало нового этапа в жизни — это день знаковый, ритуальный, в такой день вашему сыну или дочке нуж­ны спокойная поддержка, понимание. Смотрите сами, как он(а) воспри­нимает этот день: радостно и восто­рженно — устраивайте праздник, со страхами и волнениями — погуляйте вечером вместе на природе,устало и нервно — дайте человеку отдохнуть...
Школа — сложное, обширное понятие. Давайте «разложим» ее на основные компоненты.
 
УЧЕБА
 
Это основное. И это очень важно по­нимать!
Слово «учеба», как ошибочно прижившееся понятие, нужно убирать из лексикона и особенно школьного. Учеба — это когда пятый раз наступа­ешь на грабли и получаешь в лоб, ког­да цепляют сено-солому к сапогам и учат маршировать до автоматизма, когда розгами или линейкой с приго­вором: «Вот тебе учеба».
А то, что «свет», то, в чем есть био­логическая потребность практически у каждого ребенка, то, что только и должно быть в школе, — учение.
Я ярый противник насильствен­ного «раннего развития».
Меня очень расстраивает, когда родите­ли соревнуются, чей ребенок раньше читать научится, словно дети — ска­ковые лошади, а также подгоняют их под противоречивые среднестати­стические нормы. Если ребенок не хочет учить­ся, возможно, вы где-то допустили ошибку, взявшись за «учебу». А мо­жет, он просто не дорос еще. Отстающих детей не бывает!
Не может, не должно быть!
Потому как не должно быть никакого строя, нор­мы прохода дистанции и соревнова­ний и т. п. Учение предполагает нето­ропливость, любопытство, которое чаще всего любит праздность и не терпит спешки. Если вам трудно вы­носить мысль о том, что ваш ребенок пойдет в школу не в 6, как у Машки из 2-го подъезда, и не в 7, как у всех, а в 9, когда его мозг окрепнет и воз­никнет потребность в новых фор­мах информации... Почитайте воспо­минания о детстве Чарльза Дарвина или Константина Циолковского, Аль­берта Эйнштейна или Марка Твена, вспомните Михаилу Ломоносова, ко­торый знаменит тем, что «пешком от Архангельска до Москвы», а ведь до 13 лет он прочитал всего две книги, и не было никаких учителей.
Педагогов опять прошу отвлечь­ся. Дети должны учиться! Кому должны? И за что?
Подумайте, чем для вашего ребен­ка должна быть школа: учебой или учением. Постарайтесь понять, как лучше для него. Только его понять, а не исходить из своих абстрактных представлений. Четкая, но но воз­можности открытая позиция может помочь в снятии напряжения.
 
ДИСЦИПЛИНА
 
Режим. Школа, как известно, чуть ли не самое консервативный наш институт из гражданских (я бы дала 3-е ме сто после почты и Сбербанка). Уже очень немногие взрослые начина­ют рабочий день до 9 утра. Школы же продолжают настаивать на том, что­бы дети вставали до рассвета. Хоте­лось бы, может, поменять, ну да лад­но. На самом деле детям в целом вставать рано не трудно (вспомни­те, как они вас вечно будили малень­кими чуть свет). Детям трудно вста­вать быстро и когда будят. Помните про фазы сна? Проблема часто в том, что, надеясь дотянуть до последне­го, мы устраиваем ежедневный стресс вставания. А можно поискать, ког­да проще встать самому (мне, напри­мер, очень трудно в 6.00 и куда легче в 5.30). Встаете сами, начинаете будить ребенка с мыслями о нем (особенно веселыми и позитивными). Хорошо говорить не «вставай, пора в школу», а что-нибудь про любовь или какую-нибудь приятную новость (хотя бы про завтрак).
Помогают шутки и лег­кий массаж ног... К опозданиям и прогулам у каждого родителя свой подход, лично я — как Лев Николае­вич Толстой, да вы уже поняли. Стресс от раннего вставания тоже часто больше у родителей, чем у детей. Тут уж придумывайте сами. Доволь­но оригинальный выход нашел мой брат Дмитрий Жемчужников. Перед тем как его старший сын пошел в пер­вый класс, он был в ужасе, потому как со времени своего выпускного рано не вставал и был ярой совой. Но с сы­ном начал вставать и в школу ездить, а через месяц стал там же преподавать информатику, потом математику, а потом вообще ушел туда с головой настолько, что на третий год уже номи­нировался на конкурс «Учителя года» по Москве.
Помните старинное: «Мам, я не хочу сегодня в школу идти!» — «Надо, сынок, ты же директор...»
Дисциплина. Не любят наши педа­гоги «неорганизованных» детей, да и не только наши. Чудесный педагог-психолог-новатор Мария Монтессори очень увлекательно пишет о том, как трудно педагогу, которого «очень долго учи­ли быть единственно активным, сво­бодно действующим лицом в школе», понять, что «порядок и тишина» — отнюдь не залог учения, а скорее нао­борот. В условиях, когда директор тре­бует невмешательства в активность детей, учительница считает себя не-справившейся и спрашивает, не лучше ли ей уйти, ибо какая она теперь учи­тельница! Да-да!
Дисциплина лишь обман­чивый, ложный путь снятия учитель­ского стресса неопределенности через контроль. Если вашему ребенку трудно со­блюдать школьный распорядок — вы­бор невелик: искать альтернативную школу или постараться объяснить чаду, что иногда так надо и приходит­ся потерпеть, и это может даже при­годиться. Ну и ищите ему за стенами школы, где он может реализовывать энергию. Я после школы гуляла (как уроки сделаю), потом ехала в секцию и вставала за час до занятий, потому в школе часто просто засыпала.
Мо­жет, только благодаря этому вынесла и я ее, и она меня. И в жизни пригоди­лось (могу поспать в метро и на скуч­ных научных заседаниях).
 
КОЛЛЕКТИВ
 
Долгожданная встреча с друзьями и не только. Не многие дети могут при­знаться (даже себе), что встреча с одноклассника­ми после 2 — 3 меся­цев, тем бо­лее первая встреча — стресс для них. И тем не менее. Для первоклассников это попадание в но­вый, а то и первый в жизни коллектив чужих людей, сверстников. Какие они и какой он(а) среди них? Понимание этого требует немалых эмоциональных затрат.
Как помочь? Не торопить и не усугублять. Сдержи­вать свое любопытство, не приставать с вопросами. Подождать, когда для че­ловека начнут проявляться личности и роли в коллективе, когда начнет рас­сказывать.
И здесь быть осторожным с комментариями. Беспокоясь за ребенка, а часто просто из досужего любопытства («Ну как, у тебя уже есть друзья в шко­ле?», «Девочка какая-нибудь понрави­лась?»), мы навязываем обязательные стереотипы и торопим с их приме­нением. Или даем пример скоропа­лительных выводов: «Ну не водись с ними!» А ведь, делясь впечатления­ми (если они есть), у нас чаще всего не спрашивают совета. Я думаю, что сдержанный, тактич- ный родитель может помочь ребенку избежать попадания в нелепые шабло­ны отношений с людьми и научиться спокойному, открытому интересу.
Пример.
Сын: — Сегодня Леша крутился весь урок, Катю топкая, бумажками кидался. Елена Петровна сказала, во 2-м клас­се за такое двойку ставят или к ди­ректору.
Не очень правильные ответы:
—Да? Ну, ты так не делай! Он вообще хулиган — этот Леша?
Ответы получше:
—А ты как, тебе легко сидеть тихо весь урок?
—Мешал тебе?
—Учительнице трудно, наверное, когда не слушают?
Можно и просто промолчать, ведь у вас собственно совета не спрашива­ют, только делятся впечатлениями.
Какое-то время после первого клас­са встреча с одноклассниками переста­ет быть стрессом. Но к старшим клас­сам отношения со сверстниками вновь приобретают значимость и болезнен­ность. И начинается: «что мне надеть?», «не сделать ли дреды?», как быть с пры­щами, усами, длиной юбки и т. п.
Уве­щевания тут бесполезны, давление вы­зывает бурю протеста. Ищите, как помочь человеку найти индивидуаль­ность и при этом соответствовать си­туации и требованиям. Здесь есть один «маленький» се­крет.
Лето — это не только время для отдыха и смены занятий. Ребенок, пе­реживший яркие приключения, сде­лавший что-то значимое, ставший сильнее, красивее, куда меньше озабо­чен прической и одеждой.
В тот год, когда за лето сын постро­ил дом, на мой вопрос: «Что наденешь 1 сентября?» — он пожал плечами: «Что дашь». Вот, пожалуй, все пока.
Помните: от всех стрессов, волнений, болезней, средство всегда одно — любовь.
 
текст: Юлия Жемчужникова, психолог, многодетная мама
 
журнал "Психология на каждый день", 2010, №9
Категория: Страничка психолога | Добавил: Киска (07.10.2010) | Автор: Юлия Жемчужникова
Просмотров: 823 | Комментарии: 2 | Теги: первый класс, Школа, Адаптация, учитель, учеба, стресс | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
1 Колючка  
0
Хорошая статья. Только вот это слегка смутило: "Можно и просто промолчать, ведь у вас собственно совета не спрашива­ют, только делятся впечатлениями...". не кажется, это не совсем верно. Ребенок может это принять за безразличие. Вообще как-то странно, с тобой делятся впечатлениями, а ты в ответ молчишь.

2 Киска  
0
ну я тоже кое-на что посмотрела скептически... А вообще сейчас собираю любую инфу о первоклашках, школах, адаптации и ты ды. Нам ведь на следующую осень в школу.. ))

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники России
Друзья сайта
  • ЧИТАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ
  • отзывы, статьи, креативы Я на Стихи.ру библиотеки.кемеровские.рф
  • Сладкие букеты на заказ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мини-чат
    Новое на форуме
  • Установка чип-тюнинга в Кемерово (6)
  • наши соседи (26)
  • Социальные сети... (19)
  • Вампиры рядом с нами. Энергетические... (2)
  • Вакансия дизайнера (0)

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz