Молодая мамочка жалуется: «Малышу скоро два года, а он совсем не говорит!» До боли знакомая ситуация! Казалось бы, бытовые проблемы отошли на второй план. В большинстве своем семьи живут в квартирах со всеми удобствами. Материальный достаток присутствует, питание полноценное. И при всем этом комфорте детишки молчат! Словно загадочный вирус поражает их речевые центры. Первые слова появляются в лучшем случае после двух лет. Да и тогда детскую болтовню можно понять только через переводчика. Детей, которые говорят нормально, в младших возрастных группах детских садов можно буквально по пальцам пересчитать! Эти говоруны, перефразируя Льва Толстого, очень похожи друг на друга — они веселые, живые, непосредственные. И только каждый неговорящий ребенок несчастен по-своему. Причин речевых нарушений множество. Говорить о них, не видя и не слыша конкретного ребенка, нет смысла. Лучше поговорим о том, как преодолеть речевые задержки. Все пути тут в общем-то идут в одном направлении, разница — в незначительных деталях. На начальных этапах все строится примерно одинаково. Ребенку необходимо, чтобы о нем заботились и неустанно оказывали внимание. Приветствуется массаж артикуляционных органов, а также разнообразные развивающие пальчиковые игры. Массаж лучше доверить специалистам. А вот игры с успехом могут проводить родители, бабушки-дедушки и даже старшие братья и сестры.
Условия игры Весь процесс «вызывания речи» проходит в определенных условиях: uво-первых, ребенку нужны положительные эмоции; uво-вторых, со стороны близких не должно быть каких-либо насильственных действий; uв-третьих, необходимо непосредственное участие взрослых. Кстати, если в семье «речевой жанр» на высоте, то и проблем с речью у ребенка практически не бывает. Если же взрослые предпочитают все свободное время проводить у телевизора, за компьютером или просмотром фильмов, записанных на DVD, молчание малыша вполне объяснимо. Родителям полезно знать, что нервная система ребенка 1—3 лет не отличается особой прочностью. Потому игры (и прежде всего обучающие) не должны длиться более 10—20 минут (в зависимости от возраста). О том, что ребенок устал, можно судить по его поведению. Если он капризничает, отказывается выполнять инструкцию, это говорит о том, что «ресурсы» малыша на пределе, а игру пора заканчивать. О чем еще следует помнить, занимаясь с ребенком? Маленького человечка больше всего привлекают яркие предметы, живые эмоции и выразительная речь. Так что, прежде чем браться за обучение крохи, сядьте перед зеркалом и расскажите себе самому сказку, например про курочку Рябу. Ну и как, собственное лицедейство вызвало у вас живой интерес? Если нет, то и малыша оно вряд ли привлечет. Неудачный опыт — тоже опыт. Поработайте над собой. Вспомните мимику и интонацию ваших самых любимых актеров. В конце концов в каждом из нас дремлет талант. А без него в последующих играх мы просто никак не сможем обойтись!
Песочек, камешки... Молодые родители часто жалуются, что у них не остается свободного времени для общения с ребенком! Вся жизнь посвящена в основном работе. Ведь именно она обеспечивает достойное существование малышу! Только какой смысл во всех этих материальных благах, если кроха не радует близких своим звонким голоском и чистой речью? Возьмите отпуск, ведь в нашей стране всем работающим положено отдыхать хотя бы две недели. Так проведите их с пользой не только для себя, но и для ребенка. И появление первых слов у крохи не заставит себя ждать. Собираетесь в отпуск к теплому морю (это сейчас можно устроить в любой сезон)? Начинайте заниматься уже в пути. Почитайте ребенку сказку, рассмотрите книжку с картинками, сделайте малышу массаж пальчиков. Перелет покажется не столь утомительным, да и кроха не будет капризничать и мешать остальным пассажирам. Горячий песок, теплое море, солнышко! Это не только прекрасная возможность оздоровить ребенка, но и шанс справиться с его речевыми пробелами. Многие родители знают, как приятны игры с песком. Они снимают эмоциональное напряжение, помогают расслабиться, активизируют умственную деятельность малыша. Возьмите пример с тех родителей, которые пакуют в чемодан не только наряды, но и детские ведерки с лопаточками. Малыш может пересыпать песочек, сооружать из него замки, просто шлепать ладошками по мокрой поверхности — все это способствует развитию мелкой моторики. Занятия, где есть дело для пальчиков, активизируют и речевые центры. Свежий воздух, свобода движений дают дополнительный стимул для того, чтобы кроха произнес первые слова. Ему так хочется выразить СВОЕ ощущение счастья! Поэтому именно на отдыхе он обязательно заговорит!
Говорящие пальчики Пальчиковые игры — тот благодатный материал, который поможет разговорить даже самого молчаливого кроху. Движения пальцев пробуждают и заставляют работать дремлющие речевые центры в коре головного мозга. Если раньше вы никогда не занимались с малышом пальчиковыми играми, начните с элементарного — просто рассматривайте пальчики. Назовите каждый из них, ласково погладьте. Затем возьмите ребристый карандаш и покатайте его по ладошке и пальчикам крохи. Это придаст мышцам руки нужный тонус, подготовит их к выполнению следующих упражнений. На отдыхе карандаш с успехом заменит морская галька. Наберите несколько гладких овальных камешков и покатайте их по ладошке ребенка. А затем пусть он и сам поиграет — надо зажать горсть камешков в руке и потереть между ладошками. Очень важно развить тактильные и двигательные ощущения всех пальцев. Ручка малыша изображает подъемный кран: большой и указательный пальцы правой руки подхватывают камешек и направляют его прямиком в ведерко. Сначала медленно покажите малышу, как это следует делать. Подобную работу вслед за указательным должен выполнить каждый пальчик в паре с большим. Сначала — правой рукой, а затем и левой. Одновременно с движениями детских пальчиков мама или папа должны комментировать игру крохи, выбирая самые добрые и ласковые слова. Помните, ребенок до трех лет развивается только благодаря совместным играм, наполненным действием. Он пока не умеет занимать себя сам, играя в одиночку. Так что, несмотря на занятость, заботливые взрослые (это могут быть не только мама и папа, но также бабушки и дедушки) должны составить ребенку компанию. Игра увлечет малыша, он непременно попытается вслед за вами проделать не только движения руками, но и повторить слова. Естественно, далеко не все будет получаться с первого раза. Терпение и еще раз терпение. Как говорится, повторение — мать учения. Вот так, изо дня в день (но отнюдь не от случая к случаю) прилежно занимайтесь со своим крохой. Результат не заставит себя ждать. Вы наверняка сумеете разговорить маленького человечка. Пальчикам крохи найдется занятие Когда будут освоены «Коза-дереза», «Сорока», «Мальчик-с-пальчик» и подобные игры, можно разучить что-нибудь посложнее. Пчелиный улей — Что за дом-кубышка? (Вы вместе с ребенком сжимаете кулачки и делаете удивленное выражение лица.) — Кто живет там? Мышка? (Со всех сторон рассматриваем детский кулачок.) — Нет! Что вы, что вы! (Возмущенно машем руками.) — Живут в доме пчелы. (Потрясем кулачком, поднесем его к уху, пожужжим.) — Пчелы летают... (Ладони скрестим у запястья и помашем обеими кистями, как крыльями. Пожужжим.) — Деток в домике считают. (Ребенок снова сжимает кулачок.) — Один, два, три, четыре, пять... (Взрослый по одному освобождает пальцы из кулачка ребенка.) — Мы не будем им мешать. (Заведем обе руки за спину — как будто что-то спрятали.) — Пчелки мед соберут... (Взрослый стучит своими пальцами по подушечкам пальцев малыша.) — И Дашутке (Андрюше, Данюше, Катюше...) дадут. (Взрослый своим указательным пальцем проводит по каждому пальчику малыша от основания до кончика.) Кто в домике живет? — Улитка, улитка! (Сжатая в кулах рука «ползет» по столу.) — Высунь рога! (Указательный и средний пальцы выглядывают из кулака и быстро убираются.) — Дам пирога! (Показываем раскрытые ладошки.) — Мне не надо пирога! (Отрицательно мотаем головой.) — Мне свобода дорога! (Вертим сжатыми кулачками.) — Я ползу по дорожке... (Кулачки снова «ползут» по столу.) — Захочу — высуну рожки! (Высвободим и выпрямим указательный и средний пальцы.) — А дотронешься слегка... (Прикосаемся к указательному и среднему пальцам малыша.) — Убираются рога! (Улитка снова прячет «рожки».) Черепаха — Здравствуй, черепаха! (Сжимаем кулачки.) — Вот тебе рубаха! (Накрываем кулачок ребенка своей рукой и слегка сжимаем.) — У меня своя защита... (Покрутим сжатыми кулачками.) — Она прочно сшита! (Кулачки стучат друг о друга.) — Вот тебе сапожки. (Взрослый, собрав пальцы в горсть, гладит ими каждый пальчик на ручках малыша от основания до самых кончиков.) — Есть у тебя ножки? (Снова сжимаем кулачки.) — У меня — лапки! (Раскрываем, растопыриваем пальцы на обеих руках.) — Они играют в прятки. (Снова крепко сжимаем кулачки.) — А где твоя головка? (Высвобождаем и показываем большие пальцы.) — Спряталась ловко! (Большие пальцы снова убираются в кулак.) Елена Карельская, логопед высшей категории