Психологи утверждают, что человек познает мир, называя его. Когда мы говорим, мы не только общаемся, но и определенным образом классифицируем все то, что существует вокруг нас и в нас самих. Без этого невозможно мыслить, то есть стать людьми в полном смысле этого слова. Тем не менее развитие речи у детей до 7 лет, как правило, происходит стихийно. Его никто не контролирует и сознательно не направляет. Никто не стремится специально работать над развитием речи ребенка. А так ли уж это правильно? Нужна среда Разумеется, хорошо, что малышей не мучают какими-то специальными уроками по развитию речи вроде школьных. И, конечно, речь многих детей 7—8 лет развита достаточно хорошо, несмотря на то что специально с ними никто не работал. Однако встречаются ребятишки, которые говорят с трудом, короткими фразами, их словарный запас откровенно беден. Таким детям тяжело учиться в школе. Они избегают умственного труда. Как правило, не любят читать. Словом, у них (а значит, и у их родителей) появляется масса проблем, корни которых надо искать в раннем детстве ребенка, когда его речь почему-то слабо развивалась. Все дело здесь в так называемой обогащающей среде (или ее отсутствии). Обогащающая среда — это разговоры окружающих людей. Замечательно, когда такое общение разнообразно (в семье говорят о людях, животных, природе, социальных явлениях, вещах, технике), люди используют богатую лексику, им нравится общество друг друга, все стараются изъясняться ярко и остроумно. Если ребенок «варится» в такой атмосфере постоянно, то его речь наверняка будет хорошо развиваться. Но в том-то и дело, что так бывает далеко не всегда. Гораздо чаще в течение многих дней, недель и даже месяцев малыш не слышит ничего, что могло бы его как-то обогатить. В саду не до того Ни для кого не секрет, что в отечественных детских садах воспитатели мало общаются с малышами. Группы по большей части многочисленны, с каждым ребенком не поговоришь. К тому же воспитателю нужно обеспечивать «режимные моменты»: большую часть дня малыши или едят, или спят, или гуляют (попросту носятся, как ракеты, с недоступной для воспитателя скоростью — попробуй с ними поговори!). К концу дня дети расторможены, их уже не удается угомонить. В группе воцаряются шум и гам... Замечательный педагог-новатор Борис Павлович Никитин как-то сравнил наши детские сады с камерой хранения для малышей. И это, увы, горькая правда. Потому что в смысле развития сады дают немного... А дома? Однако и в семье с ребенком разговаривают мало или очень однообразно. Нередко малыш и бесед взрослых друг с другом почти не слышит, или они ему мало что дают. Есть ведь люди молчаливые. Многие устают на работе. Сейчас много маленьких — а то и крошечных — семей: мать, отец и один ребенок. Или даже: мать и ребенок. И все. Но такую практику нельзя назвать нормальной. В результате — жди неприятностей. Потому что искусственно создать обогащающую среду невозможно: или она есть в семье, или ее нет. А если нет, то это означает, что над развитием речи вашего ребенка нужно работать специально. Поиграем! Основная цель такой работы в самом раннем детстве — обогащение словаря. Попросту говоря, ребенок должен узнать как можно больше новых слов, понять их значение и научиться употреблять. Вот, скажем, цвет. В русском языке существует более 100 самостоятельных (не двойных или тройных, вроде красно-синего или серо-буро-малинового, а одинарных) названий цвета; из них около 40 используются крайне редко (индиго, ультрамарин и т. п.). На практике же большинство взрослых людей употребляет в речи всего 8—12 слов, обозначающих цвет. Интересно, что человек, не знающий названий цвета и его оттенков, не способен эти цвета и оттенки различать! Для него бордовый, алый, малиновый, розовый — это все красный. И он действительно не видит разницы между ними. Так почему бы не сказать ребенку о каждой вещи, настоящей или нарисованной, какого она цвета? Вам не придется выделять специальных часов для занятий. Все происходит в привычной семейной обстановке. Разговаривая с крохой на кухне, на прогулке, по дороге из садика, обращайте его внимание на разные предметы, называйте их цвет. А чтобы дело шло веселее, устройте нечто вроде игры «Отгадай цвет». Пусть малыш почувствует, что и вам интересно: определить, какой же он видит цвет (кстати, это не всегда просто!). Приведем 26 названий цвета, которые может знать уже 4-5-летний ребенок. Синий, голубой, фиолетовый, сиреневый; зеленый, изумрудный (ярко-зеленый), болотный; желтый, золотистый, лимонный, рыжий, оранжевый, песочный (светло-коричневый), кирпичный, бурый (темный грязно-коричневый); красный, алый, вишневый, малиновый, бордовый, розовый; серый, сизый (серо-голубой), стальной, черный, белый. Если ребенку нравится игра, подключайте и более «экзотические» слова: медовый (золотисто-коричневый), пепельный (тусклый светло-серый), пурпурный, багряный, бежевый, кремовый. Лото «Цвет» На альбомном листе нарисуйте цветными карандашами разноцветные кляксы. Лучше покупать такие наборы, где много разных оттенков одного цвета. Затем еще один альбомный лист разрисуйте точно так же и разрежьте на отдельные карточки. Задача в том, чтобы совместить карточку с нужным цветом на целом листе и назвать этот цвет. Еще лучше, если на карточках изображено что-то конкретное (ягодки, овощи, звери, предметы мебели). Дети постарше (сестра-школьница или брат) могут играть вместе с малышом, сделав для себя лист с карточками. «Рисуем словом» Условия игры — просто описать объект и его детали. Выглядит примерно так: «Это дерево с темно-серым стволом, черными ветками и изумрудными листьями». Или «У этой девочки волосы морковного цвета, уши розовые, а веснушки золотистые». Малыш может получить настоящее удовольствие от того, что он уже так хорошо справляется с заданием. Если кроха заметит, что вас радуют его успехи, он с удовольствием продолжит игру. Все, что видит ребенок, имеет также свои размеры. Но кроме слов «большой» и «маленький», есть еще «огромный», «гигантский», «громадный», «необъятный», «неохватный» и «миниатюрный», «крошечный», «крохотный», «микроскопический», «карликовый»... Вот пробежала собачка маленькая, а вот — карликовая. Один жучок крошечный, а другой — просто микроскопический. И эти понятия можно обыграть. Например, нарисовав дома, котов, фигуры людей, деревья разных размеров. Начните с крошечного, а затем постепенно увеличивайте размеры, тут же называя предмет или животное. Понаблюдайте на прогулке вместе с ребенком за другими людьми и животными (это весьма способствует развитию речи и памяти). Обратите внимание малыша на то, как люди двигаются. Кроха узнает, что, оказывается, можно не только бежать, но и нестись, лететь, мчаться, поспешать; не только идти, но и плестись, тащиться, слоняться, красться, бродить, шляться, шагать. Большинству детей нравятся фразеологизмы такого типа: «выйти из себя», «взять себя в руки», «держать себя в руках», «водить за нос», «голову повесил», «плакать в три ручья». Подобные выражения понятны большинству малышей, которым уже исполнилось 4 года. Если показать крохе картинки, иллюстрирующие прямое значение этих выражений, и объяснить, что это означает на самом деле (водить за нос — обманывать; выйти из себя — разозлиться), то ребенок поймет, что такое прямое и переносное значения слова, научится их различать, а это весьма полезно для развития мышления. Неисчерпаемая тема — человек. Предложите сыну или дочке описать черты лица. Скажем, нос может быть орлиным, утиным, прямым, с горбинкой, картошкой, курносым, приплюснутым... Голова — круглой, квадратной, огурцом, как яйцо, как редька. Подбородок — круглым, с ямочкой, двойным, острым, квадратным, раздвоенным, длинным... А выражение лица — печальным, грустным, тоскливым, мрачным, веселым, радостным, насмешливым, ироничным, удивленным, изумленным, озадаченным, робким, испуганным... Картинки, которые вы используете в качестве иллюстраций, можно вырезать и наклеить на картон, а потом поиграть с ребенком. Сначала разбросайте картинки на ковре. Пусть кроха по просьбе взрослого находит, где там лицо «тоскливое», где «ироничное» и т. д., и подает вам нужную картинку. Когда я работаю с малышами над развитием речи, часто использую простой прием: ребенок говорит не от себя, а от имени симпатичного ему персонажа. Обычно это тряпичная кукла, которую надевают на руку. Чаще всего я использую три такие куклы: Крауса (это просто крыса), Мауса (мышь) и Котауса (кот). Краус (это я), Маус (мой ученик или ученица) и Котаус (мама ученика) занимаются разнообразными интересными делами. Например, они ходят в магазин и там что-то покупают. При этом обязательно следует назвать цвет и форму покупки. Участники игры хвастаются друг перед другом тем, что у них есть («А у меня стул огромный!», «А у меня вообще гигантский!»). Каждый из этой троицы рассказывает, что он любит кушать (Краус обожает табуретки, старые тряпки и книги; Маус — картофельные очистки, плинтусы и старую обувь; ну а Котаус — Маусов и Краусов). Участники игры подшучивают друг над другом («У тебя, Маусик, ушки — как крылья! Ты, наверное, умеешь летать?»)... Когда дети говорят не от своего имени, они раскрепощаются, чувствуют себя увереннее и свободнее. И им это интересно, даже если речь идет о чем-то простом. «Большие и маленькие» Весьма полезная игра, как и ее вариант под названием «Дети и родители». Условия просты. Мама называет животное, а ребенок — его детеныша. Или взрослый говорит слово, а кроха — как будет называться то же самое, но маленькое. К ошибкам юного ученика относитесь снисходительно. Важно, чтобы он освоил средства языка, а не запомнил, как что правильно называть. «От какого же это слова?» Например, птичка зеленушка — от слова «зеленый». Наверное, она зеленая! Для ребенка это открытие. А каменка (тоже птичка) — она что, питается камнями?! Как интересно! Оказывается, птичка живет среди камней. Что же она там ест?! А дубонос (это тоже птица) — у него что, дубовый нос? Перечислим слова, которые можно использовать в данной игре. Птицы пищуха (она пищит), ушастая сова, поползень (ползает по стволу), синица, мухоловка, снегирь, цапля (от слова «цап!»), сплюшка, ходулочник. Растения: шиповник (у него острые шипы), ежевика (колючая, как ежик), черника, голубика. Только не забывайте, что вы играете! Пусть ребенок все воспринимает именно таким образом. Он ни в коем случае не должен подозревать о ваших педагогических намерениях. Если кроха догадается — пиши пропало. Ему сразу все наскучит. Только когда маме самой интересно участвовать в языковых играх, ребенок тоже ими увлечется. В таком случае — только успевайте подкладывать «языковые поленья» в костер детской любознательности. И будьте уверены: ваш малыш в речевом смысле станет развиваться вполне успешно! Этот период знаменует стремительный рост интересов малыша. Постукивая, бросая, сжимая, перекладывая, потряхивая самые разные предметы, кроха знакомится с их свойствами и звуками, которые они издают. Кроме того, ребенок начинает улавливать разные нюансы в голосах близких людей. Кроха уже реагирует на похвалу, порицание, чувствует интонацию, содержащую вопрос, запрет и предупреждение. Так, интенсивное развитие предметной деятельности ребенка оказывает большое влияние на восприятие речи взрослого. Растут и ответные возможности крохи. Ведь слуховой аппарат ребенка уже сформирован, и дальнейшее развитие слуховой памяти происходит благодаря накоплению звуков. Индивидуальный лепетный словарь постоянно растет за счет способности малыша подражать речи взрослого. Этот процесс состоит из нескольких важных этапов. Сначала кроха повторяет несколько своих отдельных слогов, затем учится повторять их за взрослым (вот и первый диалог!), несколько позже — произносить за взрослым новые для себя слоги лепета. Активные вокализации сопровождаются столь же активными жестами и милыми гримасками. В самих вокализациях появляются сочетания разных слогов, возникает устойчивый слоговой лепет. Малыш может порадовать окружающих характерными сочетаниями: «ба-па», «баба», «ма-ма», что усиливает сходство произносимых звуков с речью взрослого. Что отличает активный лепет? Ребенок повторяет слоги в различных сочетаниях. Он старается подражать взрослому. Лепетная речь тоже развивается. Малыш учится громко и четко произносить разные слоги, реагировать на интонации взрослого. Кроха улыбается, если слышит ласковый тон и напрягается, настораживается в ответ на сердитый. Он повторяет слоги за взрослым, имитируя его интонации. В самом лепетном словаре появляются «высокочастотные» сочетания типа «та-та-та-та-та», более сложные комбинации типа «евае». Малыш гораздо чаще произносит «и», «о», может «петь» либо гласными, либо с закрытым ртом («м-м-м»). К концу первого года жизни ребенку удается собрать воедино три и более слога. Как помочь развитию речевой активности и слухового восприятия крохи? Когда вы играете или просто общаетесь, помните несколько очень простых правил. Произвольное внимание в этом возрасте еще не развито, потому речевые игры затевайте лишь тогда, когда ребенок активен и настроен на общение. Выполняя необходимые ежедневные процедуры, старайтесь привлечь внимание малыша. Расскажите ему о том, чем сейчас заняты (меняете подгузники, делаете ему массаж). Такие беседы не меньше чем игры важны для развития понимания взрослой речи. Ребенок активнее воспринимает словесное обращение взрослого, если оно побуждает к действиям («Bcтань!», «Ложись!», «Сядь!», «Подними!», «Возьми!») и повторяется неоднократно. Что ж, родителям придется запастись терпением! Нам 6—7 месяцев Упражнение № 1 Повторяем отдельные слоги и слоговые сочетания. «Растеряша» Задача: побуждать ребенка к повторению звукосочетаний, содержащих согласные («б», «м», «д», «г», «н», «р», «п») и гласные «и», «у». Условия: малыш сидит лицом к вам. ЗАНЯТИЕ: произносите потешку, сопровождая слова необходимыми действиями и особо выделяя первые звуки или слоги в некоторых словах: Ай, ду-ду, ай, ду-ду! Потерял медведь дугу! Ай, ди-ди, ай, ди-ди! Потерял кот сапоги! Возьмите кроху за ручки и похлопывайте его раскрытыми ладошками. Произносите слова потешки весело, обязательно установив с ребенком полный зрительный контакт. Предложите крохе вариации на тему «растеряша»: Ай, бу-бу, ай, бу-бу! Ай, би-би, ай, би-би! Или: Ай, ру-ру, ай, бу-бу! Ай, ги-ги, ай, ни-ни! И т. д. Советы: Выполняйте упражнение регулярно. Пусть и другие члены семьи играют с малышом в «растеряшу» — это поможет крохе дифференцировать человеческие голоса и лица. Да и для взрослых это прекрасный способ поближе познакомиться с крохой. Воздействуйте на ребенка не только голосом, но и движениями, мимикой (хлопайте в ладоши, жестикулируйте, покачивайте головой или выполняйте какие-то другие действия). Чтобы поддержать внимание малыша, произносите одни и те же звукосочетания и слова потешки сначала обычным голосом, затем — шепотом, а спустя какое-то время — с разной интонацией. Результат: малыш повторяет лепетные слоги вслед за взрослым. Нам 7 месяцев Упражнение № 2 Находим глазами предмет, который всегда ждет нас в определенном месте. «Путешествие» Задача: в ответ на вопрос взрослого побуждать кроху искать взглядом в определенном месте предмет. Объекты: самые разные вещи домашнего обихода интересной формы и яркой расцветки. Условия: малыш на руках у мамы. ЗАНЯТИЕ № 1: Упражнение № 2 Находим глазами предмет, который всегда ждет нас в определенном месте. «Путешествие» Задача: в ответ на вопрос взрослого побуждать кроху искать взглядом в определенном месте предмет. Объекты: самые разные вещи домашнего обихода интересной формы и яркой расцветки. Условия: малыш на руках у мамы. ЗАНЯТИЕ № 1: начинайте «обход» вашего дома, медленно перемещаясь и разговаривая: Вышли прогуляться, Глядим — не наглядимся! Сколько интересного — Пора остановиться! Весело проговорите потешку и остановитесь у предмета, о котором вскоре спросите малыша. Скажите: «Вот зеркало! Какое красивое зеркало! Зеркало большое! Зеркало висит на стене». Приложите руку малыша к зеркальной поверхности, подносите кроху к зеркалу и удаляйте от него. ЗАНЯТИЕ № 2: обходя дом с карапузом на руках, остановитесь неподалеку от хорошо знакомого малышу объекта (он располагается на своем месте, где был и в момент первого знакомства с ним). Спросите: «Где зеркало?» Дождитесь, пока ребенок обнаружит его. Если взгляд долго блуждает, спросите снова: «Где же наше зеркало?», побуждая сосредоточиться на нужном объекте. Советы: Путешествуя по дому, каждый день знакомьте малыша с новыми объектами, а также обращайте внимание (пусть ищет взглядом) на хорошо знакомые предметы. Если «старый знакомый» остается неузнанным, поднесите кроху к нему ближе. Если объект легко опознан, в следующий раз спросите о нем, держа малыша в отдалении (крохе придется развернуться к объекту). Результат: на вопрос «где?» дитя ищет и находит взглядом предмет на привычном месте. Упражнение № 3 Находим и показываем части лица у себя и у других. «Оладушки» Задача: побуждать малыша, чтобы нашел и показал глазки, ротик, носик сначала на мамином лице, а затем на своем. Условия: ребенок сидит перед вами. ЗАНЯТИЕ № 1: соедините крошечные ладошки, похлопайте и скажите: Ладушки, ладушки! Ели мы оладушки! Выпрямите детский указательный пальчик, а остальные прижмите к ладошке. Называя ту или иную часть лица, подносите к ней указательный пальчик: Глазки — хлоп-хлопхлоп! Носик — верть-вертьверть! Ротик — ам-ам-ам! Никому не дам, никому не дам! Говорите задорно. Малышу интересно наблюдать, как хлопают мамины глазки, смешно морщится ее носик, открывается и закрывается ротик. ЗАНЯТИЕ № 2: так же познакомьте кроху с его собственными глазками, носиком и ротиком. Советы: Спрашивайте ребенка о местонахождении знакомых частей лица при всяком удобном случае. Привлекайте для игры кукол с веселыми, хорошо прорисованными лицами. Приглашайте поиграть и других членов семьи. Задавая крохе вопросы, называйте его по имени. Нам 7—8 месяцев Упражнение № 4 Повторяем отдельные слоги и слоговые сочетания (лепечем) с подражательной интонацией. «В гости» Задача: побуждать малыша произносить частотные звукосочетания с определенной интонацией. Условия: кроха сидит лицом к маме. ЗАНЯТИЕ: декламируйте потешку, сопровождая слова соответствующими действиями: Мы приехали сюда! Да-да-да! Да-да-да! Произносите слова и слоги задорно, громко. Делайте паузы, давая малышу возможность повторить слоги. Отворяйте ворота! Та-та-та! Та-та-та! Понижайте голос, подчеркивая интонацию удивления. Тем самым вы побуждаете кроху повторять слоги вслед за вами так же негромко. На лошадках я и ты! Ты-ты-ты! Ты-ты-ты! Слова и слоги проговаривайте низким «пыхтящим» голосом. Такого малышу, конечно, не повторить, но выразить реакцию на необычный тон он сможет. На лошадках мы скакали И немножечко устали: У-у-у-у! И-и-и-и! О-о-о-о! Вновь форсируйте интонацию в словах и звуках. Скоро ль будет угощенье: молоко, кефир, печенье? У-у-у-у? И-и-и-и? О-о-о-о? Слова и звуки громкие, интонация — вопросительная. Дождитесь, чтобы ребенок повторил звуки. Ели-ели угощенье, выражали восхищенье: М-м-м-м-м-м. Тихо «промычите» с интонацией удовольствия. Советы: Выполняйте упражнение систематически, привлекайте к игре других членов семьи. Проговаривая слова потешки, дожидайтесь ответной реакции малыша. Воздействуйте не только голосом, но и хлопайте в ладоши, качайте головой. Результат: кроха произносит вслед за вами «частотные» слоги и звуки, пытаясь сохранить услышанную интонацию. Нам 8 месяцев Упражнение № 5 Выполняем разученные действия и словесные инструкции. «Ладушки» Задача: разучить с малышом несколько игр: «ладушки» (похлопать в ладоши), «дай ручку» (протянуть ее взрослому), «до свидания» (помахать рукой). Условия: вы с малышом сидите друг напротив друга. ЗАНЯТИЕ: декламируйте потешку: Ладушки! Ладушки! Где были? У бабушки! Возьмите малыша за ручки и похлопайте в ладошки. Что мы ели? Творожок! Что мы пили? Киселек! Удерживая кроху за ручки, покачивайтесь вместе в сторону или вперед-назад. Как здоровались? Вот так! Возьмите ладошку малыша и слегка потрясите. Затем скажите: «Дай ручку!», снова возьмите детскую ладошку в свою и потрясите. А прощались? Так! Так! Поверните малыша спиной к себе — так удобнее взять его руку, приподнять и помахать, говоря: «До свидания!» Советы: Просите домочадцев при всяком удобном случае играть с крохой в «ладушки». Побуждая малыша действовать по слову-сигналу в потешке, покажите пример: «ладушки» — сами хлопаете в ладоши, «как здоровались» — протяните руку для пожатия, «как прощались» — помашите рукой. Побуждайте малыша к самостоятельным действиям, подсказывая их: «Как здоровались? Давай поздороваемся! Вот так!» или «А прощались? Давай покажем „до свидания!“. Так! Так! Так!». Результат: кроха, подражая вам, выполняет простые действия, разученные в игре. Нам 8—9 месяцев Упражнение № 6 Находим взглядом предмет независимо от его места. «Путешествие-2» Задача: побуждать малыша в ответ на вопрос о знакомом предмете искать его взглядом (предмет на новом месте). Объекты: знакомые предметы, которые карапуз уже находил взглядом по вашей просьбе на привычном месте. Условия: предмет, о котором вы собираетесь спрашивать ребенка, занял новое место. Малыш по-прежнему у мамы на руках или стоит в центре комнаты, опираясь на ее руку. ЗАНЯТИЕ: начинайте игру знакомыми крохе словами: Вышли прогуляться, Глядим — не наглядимся! Сколько интересного — Пора остановиться! Когда зададите первый вопрос: «Где мишка? Покажи!», дождитесь реакции ребенка. Пусть глазами найдет мишку на новом месте и укажет на него. Похвалите кроху: «Вот молодец! Нашел мишку!» Продолжите игру. Советы: Путешествуя по дому, не забывайте знакомить ребенка с новыми предметами. Сначала их нужно обнаружить на обычных местах, а затем — на новых. Если малыш затрудняется, приблизьтесь к предмету, о котором спрашиваете. Просите дать вам найденный предмет. Кроха должен выполнить просьбу («Дай!»). Усадите ребенка на пол, отойдите и позовите: «Ванечка!» Когда малыш обернется, скажите: «Где же твоя лошадка, Ванечка? Ищи свою лошадку!» Результат: на вопрос «где?» ребенок ищет и находит взглядом предмет в любом месте, указывает на него или подает взрослому по его просьбе. Нам 9 месяцев Упражнение № 7 Произносим собранные воедино слоговые сочетания (то есть лепечем). «Радуга» Задача: побуждать кроху произносить различные слоги с определенной интонацией. Условия: малыш сидит лицом к маме. ЗАНЯТИЕ: декламируйте потешку, сопровождая слова действиями и выделяя первые звуки или слоги в отдельных словах: Вот какая красота! Та-да-бла! Ма-га-на! Проговаривайте все задорно, громко. Делайте паузы, позволяя крохе повторять слоги на свой вкус. В небе — чудо-ворота! Да-тла-ка! Ба-гла-ма! Произносите слова и слоги более низким голосом. Вновь сделайте паузу для речевых упражнений ребенка. Как прибили их туда? Ка-да-мла! Га-бла-на? Вопрошайте кроху громко. Дождитесь повторения тех или иных звуков от малыша. Это — радуга-дуга! Ма-ка-дла! На-бла-гла! Вновь произнесите слова и слоги задорно, вызывая ответную словесную реакцию. Советы: «Цепочки слогов» следует составлять из тех звуков, которые кроха уже освоил. Звуки «с», «з», «р», «ф» пока не стоит использовать в речевых упражнениях. Результат: малыш произносит вслед за взрослым свои лепетные предложения из трех и более слогов, пытаясь подражать интонации взрослого. Упражнение № 8 Пляшем под соответствующую мелодию. «Пляска» Задача: побуждать кроху к действиям под звуки потешки. Объекты: колокольчик, погремушка, бубен, платочек. Условия: хорошее настроение всех участников игры. ЗАНЯТИЕ: декламируйте потешку, показывайте простые движения, побуждая повторять их. Вот так радость в понедельник! Тесто месим на вареник! Хлопаем в ладоши, переступаем с ножки на ножку. А во вторник вишни рвали! В среду мыли, перебрали! Сгибаем-выпрямляем ножки в такт мелодии. Наступил четверг — сушили, Да и в тесто положили! Сопровождаем слова звоном колокольчика, ударами в бубен или звуком погремушки. В пятницу вареник сварим, В выходные — съедим с чаем! Кружим с платочком в руке. Советы: Пляски сопровождают народные песенки и короткие музыкальные произведения. Старайтесь вызвать у крохи эмоциональный отклик. Результат: малыш выполняет плясовые движения под соответствующую мелодию, подыгрывает взрослому на музыкальном инструменте. Ирина Мальцева, Институт художественного образования РАО
Источник: http://www.moy-rebenok.ru/article/baby/445/ |