ОстровОК

Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 26.11.2024, 15:39
Приветствую Вас Гость | RSS




МЕНЮ САЙТА
Категории раздела
Статьи наших авторов [13]
Страничка психолога [17]
Рассказы о беременности и родах [3]
Родители и дети [65]
Психология отношений [6]
Наши праздники [5]
Карьера [5]
Знаменитости и звезды [4]
Красота и здоровье [5]
Поиск
Вход

Новое фото
Loading...
Главная » Статьи » Интересно почитать! » Родители и дети

Слово равно движению
В книге М. М. Кольцовой «Ребенок учится говорить» описан эксперимент, который проводился со здоровыми, но неговорящими детьми в возрасте 1 года 2 месяцев. Малышей разделили на группы, в одной дети свободно передвигались по 20 минут каждый день, в другой — все время были в манеже. В обеих группах с крохами ежедневно вели занятия по развитию речи: добиваясь звукоподражаний, логопеды показывали своим слушателям, как «говорят» корова, собачка. Интересно, что у детей, которые активно двигались, попытки подражать звукам появились на 7-й день, к 20-му — малыши уже точно воспроизводили эти звуки. Во второй группе попытки к звукоподражанию возникли на 14-й день, но не стали четкими. Надо ли еще объяснять, как полезно ребенку движение?

Игры со смыслом
В свое время югославскими учеными была разработана система двигательных упражнений (где работают руки, ноги, голова и тело), призванных помогать в формировании правильного произношения. Дело в том, что микродвижения нашего речевого аппарата, которые мы совершаем, произнося определенный звук, соответствуют определенным макродвижениям нашего тела.
Значит, движения тела могли бы помочь отрабатывать сложнейшие движения речевого аппарата и улучшать произношение, а для детей такие занятия оказываются очень увлекательными и веселыми. Мобилизуются подражательные способности малышей, ведь они должны повторить движения за взрослым. Но главное — вместе работают слуховая, зрительная и кинестетическая системы. В конечном итоге произношение улучшается (даже когда слова не сопровождаются движениями, звуки произносятся правильно).
Занятия фонетической ритмикой обязательно включают в себя и сплетаются с упражнениями по развитию речевого дыхания, силы голоса, темпа речи, играми, помогающими обрести раскованность и непринужденность. Дети, у которых есть проблемы с произношением, часто бывают слишком напряжены, они отличаются сверхвозбудимостью или, наоборот, расслабленностью. Такие малыши не могут произносить звуки, которые требуют активного выдоха, не могут произвольно напрягать или расслаблять мышцы речевого аппарата. Родители и хотели бы помочь своим крохам, но часто не знают, как это сделать. Давайте учиться вместе?
Начнем нашу веселую игру с того, что поможет ребенку научиться чередовать расслабление и напряжение.
Камень превращается в веревочку. Сначала напрягаем все мускулы тела, а затем расслабляемся.
Летят уточки. Прижимаем руки от плеча до локтя к телу, а кистями машем, как крыльями, поднимаясь на носочки на вдохе, опускаясь на выдохе. Потом садимся, как утки на воду, свободно и мягко опустив «крылья».
Тигр превращается в кошечку. Пусть кроха изобразит «коготки тигра» (полусогнутые пальцы должны быть напряжены), а потом распустит их, превратив в мягкие лапки.
Замерз — согрейся. Всех участников сковывает мороз, да так, что не пошевелиться, твердеет каждая клеточка. Но наступает весна, и люди «оттаивают».
Добро сильнее зла. Первая задача — изобразить, каким бывает лицо у злого колдуна. Для этого надо стиснуть зубы и прищурить глаза. А потом мы заставим чародея подобреть, смягчив и расслабив мускулы своего лица.
Поза лягушонка. Сядем на корточки, раздвинув в стороны колени и упершись в пол руками, «выпучим» глаза, растянем закрытый рот. А затем расслабимся.

Как правильно дышать
Положим руки на область диафрагмы. Сделаем вдох через нос (брюшная стенка при этом выпячивается вперед), затем выдохнем через рот (диафрагма при этом втягивается).
Положим руки на область диафрагмы. Вдох — через нос, на выдохе произносим слог «па» (или любой другой, в зависимости от того, какой звук вы отрабатываете).
Вверх-вниз. Малыш лежит на спине, а на животике у него — листок бумаги. Пусть ребенок дышит так, чтобы листок поднимался и опускался.
Море шумит. Попробуем это изобразить: вдох — поднимаем руки вверх, выдох — длительно произносим звук «ш-ш-ш-ш» и опускаем руки. Это можно делать каждый день.
Полетаем! Бумажную бабочку или самолетик прикрепите на ниточку, а затем покажите ребенку, как они порхают, если на них подуть. Надо постараться, чтобы выдох был более долгим.
Ветер налетел. Вырезанные из бумаги полоски приклеим к палочке или карандашу — чем не дерево? А теперь подуем на него, будто «ветер» колышет листву.
Песику жарко. Покажите малышу, как дышит собачка, когда ей жарко: высунув язычок, шумно, быстро. Теперь пусть то же самое повторит кроха.
Юный боксер. Делая выпады то правой, то левой ногой, держим одну руку на талии, а другой как будто наносим удар по спортивной груше. При каждом ударе на выдохе произносим кратко слог (например, «па», «ма») и одновременно легко, пружинисто приседаем на опорную ногу. Повторив несколько раз один слог, меняем ногу.

В нужном темпе
Отрабатываем темп речи вместе с произношением звуков.

— Резко топаем правой, затем левой ножкой и произносим не спеша, в нормальном темпе какой-либо слог (например, «та»). Резко топаем правой, а затем левой ножкой, все убыстряя темп движений и проговаривая по возможности четко и быстро «та-та-та-та»...
— Согнув руки на уровне груди, сжимаем пальцы в крепкие кулачки. Резко разводим кулаки в стороны (правой рукой — вправо, левой — влево), произнося «па». Затем чередуем удары в более быстром темпе, вправо-влево: «па-па-па» (повторяем 3—4 раза).
— Кружимся на одном месте вправо и одновременно произносим «па-па-па-па-па», делаем остановку — хлопок.
— Затем начинаем кружение на одном месте влево: «па-па-па-па-па»... остановка — и снова хлопок.

Проверяем чувство ритма
— Наклоняясь вправо-влево, громко ударяем в ладоши: ХЛОП-ХЛОП. Затем чередуем громкие притопывания и хлопки: ТОП-ХЛОП-ТОП-ХЛОП.
— Попросите вашего ребенка под тихий звук пройтись на носочках, под громкий — шагом, под очень громкий — бегом (отбивайте ритм, например, на барабане или стучите прямо по столу).
— Выбрав определенный ритм, произносите в унисон с ним слова, сопровождая их движением:
«там» — делаем резкий указательный жест в сторону,
«сам» — плавно показываем на себя,
«пол» — направление жеста на пол,
«нос» — указываем на нос.
— Вместе с малышом хлопайте в одном ритме, произнося двухсложные слова: «мама», «папа», «осень», «дует», «сильный», «много» и др. Затем выбирайте трехсложные слова: «высота», «лебеда», «кто куда» и т. д.

Слушаем и говорим правильно
Некоторые звуки особенно трудно даются нашим малышам.
Обычно к 4—5 годам произношение практически выправляется, но бывает, что проблема держится намного дольше. Используя упражнения фонетической ритмики, можете помочь малышу скорее освоить трудные звуки, а затем закрепить достигнутые успехи.
Попробуем «приручить неподдающихся» с помощью гимнастики.
Шипящие «ш», «щ», «ч», «ж». Многие дети говорят «косетька» вместо «кошечка», «лосядка» вместо «лошадка».
Начнем со звука «ш». Поднимем руки вверх и плавно покачаем ими вправо и влево, слегка наклоняя туловище то в одну, то в другую сторону, произнося при этом звук «ш-ш-ш-ш».
На очереди — «ч». Попеременно разворачиваем ладонь то правой, то левой руки от себя, одновременно с этим произнося звук «ч».
Операция «ж». Описываем в воздухе зигзагообразное движение обеими руками ВПЕРЕД (как будто ладони скользят по морским волнам) и одновременно произносим «ж».
Звук «р» малыши могут заменять на звуки «л», «ль», «в», «й» («каова» вместо «корова», «от» вместо «рот», «лак» вместо «рак», «лямаска» вместо «ромашка», «йыба» вместо «рыба»).
Потрудимся над звуком «р». Мелкими, короткими, быстрыми движениями рук и ног имитируем вибрацию и одновременно воспроизводим звук «р-р-р-р»...
Звук «ц» (типичная ошибка — «тапля» вместо «цапля»).
Проработаем звук «ц». Поднимем ко рту пальцы рук, зажатые в щепотку, резко разожмем их, одновременно туловище слегка наклоним вперед и произнесем «ц-ц-ц-ц,», стараясь подчеркнуть в нем элемент «с».
Звук «л» дети заменяют на «й» («койбаска» вместо «колбаска», «туй» вместо «стул» и т. п.).
Займемся звуком «л». Держим руки на уровне груди и вращаем одной кистью вокруг другой (так крутится мельница). Одновременно с этим проговариваем «ла-ла-ла»... Трудными для произнесения могут быть также звуки «ф», «с».
Начнем работу со звука «с». Поднимем ко рту все десять пальцев обеих рук, соединив вместе, и сразу вслед за этим опустим их вниз плавным, слегка давящим движением, одновременно проговаривая «с-с-с»...
На очереди звук «ф». Поднимем сжатые в кулаки руки ко рту, быстро и резко разожмем ладони, слегка вытянув при этом руки вперед. Одновременно произносим «ф-ф-ф-ф»...

Домашний театр двух актеров
Когда вы читаете своему крохе коротенькие сказочки или стихи, попробуйте сопровождать текст простыми жестами и движениями, соответствующими описанию. Малышу наверняка понравится такая новая игра, и он станет все повторять вслед за вами.
Вот несколько примеров:
Взял Саша палку (проиллюстрируйте то, что сделал мальчик Саша),
Кинул палку в галку (жест направлен вверх, в потолок).
Галка улетела (правой рукой махните вперед, как крылом)
И на елку села.
Села, посидела,
Опять полетела (всплесните руками)
И на елку села...
Главное, чтобы ваши занятия нравились малышу и приносили пользу.

Сказочка про оленя
У оленя (изобразите руками рога над головой животного) дом большой (сложите ладони «домиком»), он глядит в свое окно (изобразите окно: одна рука над другой ладонями вниз, и выгляните между ними, словно в окошко). Мимо заинька бежит (покажите, как трусит зайчишка-трусишка). «Тук-тук-тук» (постучите пальцами по ладони своей руки). «Открой! Там в лесу охотник злой» (повернитесь назад, протяните руку, словно показывая, где именно притаился охотник). «Ну, скорее забегай, лапку мне давай!» (изобразите, как вы открываете окошко, протягиваете руку, берете ребенка за руку).
Таким образом можно попробовать «оживить» любое стихотворение, важно лишь проявить больше фантазии. Необходимо также следить, чтобы ваши движения не были слишком сложными и на определенных строках повторялись — так малышу легче все запомнить и повторить. Со временем вы сможете использовать все более сложные жесты. А ваши игры
с ребенком станут еще увлекательнее.

Наталья Кулакова, Татьяна Грабенко

Источник: http://www.moy-rebenok.ru/article/baby/58/

Категория: Родители и дети | Добавил: Shelly (07.04.2009)
Просмотров: 659 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Праздники России
Друзья сайта
  • ЧИТАЕМ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ
  • отзывы, статьи, креативы Я на Стихи.ру библиотеки.кемеровские.рф
  • Сладкие букеты на заказ
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Мини-чат
    Новое на форуме
  • Установка чип-тюнинга в Кемерово (6)
  • наши соседи (26)
  • Социальные сети... (19)
  • Вампиры рядом с нами. Энергетические... (2)
  • Вакансия дизайнера (0)

  • Copyright MyCorp © 2024 | Бесплатный хостинг uCoz