Когда я пошла в школу, в нашем классе были дети с разным уровнем подготовки: кто-то бодро читал достаточно длинные тексты, кто-то с горем пополам разбирал слова по слогам, были и такие, кто знал, как выглядят буквы и называются некоторые из них. Никого не волновало, насколько хорошо или плохо мы умеем читать-писать-считать, нас всех начали учить вырисовывать палочки и крючочки, потом мы перешли к буквам и, наконец, к словам.
Сейчас невозможно себе представить, что ребенок пойдет в первый класс, не умея читать, не понимая, что такое «звонок», «перемена», «контрольная», как держать ручку и отвечать на вопросы. А все потому, что есть п-о-д-г-о-в-к-а.
Когда я впервые узнала об этом, то подумала, что это шутка. Готовить ребенка к школе мне казалось чем-то абсурдным, похожим на подготовку его к детскому саду, умению есть ложечкой, ходить на горшок. Зачем к этому готовить специально?
Не понимала я до тех пор, пока в прошлом году не столкнулась с этим процессом вплотную. К школе надо было готовить собственного сына. После года подготовки ясно появились ответы на многие вопросы, в частности про существующие плюсы и минусы подготовительных занятий.
1.Подготовка будет полезна для тех детей, родители которых не научили их читать и писать. В этом случае неподготовленный ребенок уже в первом классе остро почувствует, что отстает от своих более подготовленных одноклассников, может начать испытывать комплексы по этому поводу, замкнуться в себе. Чувство собственной неполноценности может быть настолько велико, что в дальнейшем ребенок просто не будет развивать свои способности, и так на всю жизнь «пропишется» в отстающих учениках. С этой точки зрения плюс дошкольной подготовки в том, что детей «подтягивают» общего уровня.
2.Подготовка учит ребенка школьной дисциплине. Детсадовский ребенок не знает, что значит отвечать, подняв руку, и только когда тебя спросят, а не кричать вслух то, что хочется сказать. Он не знает, что в туалет надо отпрашиваться, а не вставать и выходить, когда нужно. Он только учится быстро готовиться к уроку, находя в рюкзаке нужные предметы. Это сослужит прекрасную службу в первом классе: ребенок будет знать, как вести себя на уроке; не будет теряться, когда потребуется быстро сложить тетради в рюкзак и, скажем, переодеться на физкультуру; он, наконец, будет знать, что есть туалет «для мальчиков», а есть «для девочек» - в детском саду всё было «общее».
3.Если ваш ребенок никогда не ходил в детский сад, то подготовка к школе ему особенно нужна. Как бы прекрасно мама ни занималась со своим чадом сидя с ним дома, главное, чему научится ее ребенок на подготовительных занятиях – это общение в коллективе. «Домашний» ребенок не привык слушаться кого бы то ни было, кроме родителей, а тут надо беспрекословно выполнять просьбы учительницы. Такой ребенок мог всегда договориться с мамой на тему «хочу – не хочу», в школе же эта система не работает. Нельзя не хотеть в данный момент заниматься математикой, а хотеть – музыкой. Таким образом, даже если ваш ребенок читает на скорость русскую классику, подготовка для него явно не будет лишней.
4.К сожалению, подготовка является платной: к ежемесячным обязательным платежам придется добавить траты на комплект учебников, тетради, пенал, буквенный веер и многое другое. Есть родители, которые не могут себе этого позволить по разным причинам. Тут уже каждому родителю придется решать индивидуально – стоит ли идти на жертвы чтобы ребенок ходил на подготовку к школе, или разумнее отказаться от нее (и сопутствующих ей трат).
5.Подготовительные занятия, обычно, проводятся по вечерам, 2-3 раза в неделю. Как правило, родители, по пути с работы, забирают ребенка из сада и ведут в школу, где он просиживает еще несколько часов. Резкое увеличение нагрузки может оказаться стрессовым фактором для ребенка. К тому же, зачастую, ребенок впервые сталкивается с домашним заданием. Это тоже может рассматриваться будущим школьником как отрицательный момент.
6.Вечерние подготовительные занятия могут совпасть (и, по закону подлости, как правило, совпадают) с другими занятиями (секциями). У нас именно так и случилось: подготовительные занятия совпали с тренировками секции карате. Из трех занятий в неделю посещать одно смысла не было, и тренировки пришлось прекратить. А в следующем году ребенок наотрез отказался возобновить карате. Заставлять, разумеется, не стали, но жалко было неимоверно.
7.В большинстве случаев дети ходят на подготовительные занятия к той учительнице, и в том составе, в котором окажутся на следующий год в школе. Понятно, что за несколько месяцев подготовки ребята в коллективе знакомятся, находят общий язык, активно общаются и завязывают дружбу. И если вы приняли решение не водить своего ребенка на подготовительные занятия, то будьте готовы к тому, что 1-го сентября ему придется «вписываться» в уже сложившийся коллектив, а это всегда нелегко, особенно для не очень коммуникабельных ребят.
Любые родители могут найти свои собственные плюсы и минусы у подготовительных занятий. И решать, водить ли туда своего ребенка, тоже они будут сами. Главное в этом вопросе – рассмотреть все плюсы и минусы, и принять взвешенное решение.
Светлана Пронина, специально для Дети@Mail.Ru
ОБСУДИТЬ НА ФОРУМЕ: http://ost42.ucoz.ru/forum/24-251-1
Источник: http://deti.mail.ru/roditeljam/4-7_let/podgotovka_k_shkole/podgotovka_k_shkole_plyusy_i_minusy/?page=2 |