Пока ребенок маленький,
многие за него делают родители. До тех пор, пока
вдруг не решат: всё, хватит, пусть сам убирает спои игрушки. И вот
тут-то и обнаруживается, что малыш совсем не желает брать па себя
эту внезапно свалившуюся на него обязанность. Он изобретает многочисленные
способы, как бы переложить её обратно на родительские
плечи, и недоумевает, зачем вообще надо убираться.
И
в чём-то дети правы. Прежде чем что-то требовать
от ребёнка, нужно наполнить смыслом это действие — для чего мы убираем игрушки? У детей нет такой насущной потребности в порядке, как у взрослых.
Обязанность — это всегда скучно,
обязанность не может стать любимым делом. Можно
бесконечно удивляться по поводу царящего в комнате подростка хаоса, по так он отыгрывается
за все годы бессмысленной муштры.
■ Вместе веселей
Зачем разделять
обязанности в доме на п.(рослые и детские, давайте будем
вес делать вместе. Трудиться рядом с мамой, выполнять её просьбы
для малыша одно удовольствие. Дети очень любят участвовать во
«взрослых» делах и во всём под ражают родителям. Мосте посуду — пусть малыш стоит рядом на табуретке и подаёт вам
тарелки. Комментируйте ваши действия, например:
«Все тарелки мы перемыли, теперь поставим их на своё место». Ребёнок больше всего на свете хочет быть хорошим в глазах родителей. Поэтому не
скупитесь на похвалы. Пропускайте недочёты,
некачественную работу. Лучше потом
переделать всё самому, чем показать ребёнку его некомпетентность.
Уборка игрушек — занятие ничем не хуже развивающих игр. Все игрушки отличаются друг от друга, их можно не просто скидывать в кучу, а
рассортировать — по назначению, размеру, материалу
в раз ные ящички и коробочки. А если ещё нарисовать
вместе с мамой картинку, разъясняющую для чего каждая емкость предназначена? Сколько информации ребёнок усваивает и
как весело всё вместе получается. Маленькие
дети — большие любители ритуалов, и если с
самого начала вместе с ребёнком выполнять домашние дела, то никаких протестов с его стороны вы не услышите.
Если лень всё-таки
берёт своё, тогда на помощь к нам приходят игры
и сказки. Это важное умение — в любой, даже не очень приятной
работе находить свой смысл, наделять
скучные действия интересным
увлекательным содержанием.
Главное не
увлечься и все-таки привести игру к благополучному концу, то
есть навести в комнате порядок. А если придумывать сказки, и каждый раз новые? Про принцессу,
которая спасает волшебное королевство от колдуньи беспорядка, про Лягушку-путешественницу,
которая хотела попасть домой и никак не может найти свой ящик.... Дети намного изобретательнее взрослых, для них
придумать историю на ходу намного легче, чем
нам.
■ Красота повседневности
Можно приучить ребёнка к обязанности
убираться, а можно привить ему любовь
к порядку на многие годы, на всю
жизнь. Как? Всё начинается с мамы и папы, дедушки и бабушки, которые показывают ему своим примером, как много радости могут доставлять каждодневные обычные дела. Педагог-новатор Л.А. Никитина нише"]' в своей книге «Мама или детский сад» о радости домашнего
труда: «Она белье вешала, как песню пела. Она наслаждалась, вдыхая запах чистоты и свеже сти. Радовались её руки, ощущавшие хорошо отжатую, прохладную
ткань, радовались её глаза, которые скользили — любуясь! — по пестрой, колышущееся па иетру гирлянде всех этих славных детских вещичек, радовалось все её гибкое, молодое '['ело
солнцу, ветру, движению и, главное, тому,
что рядом сын, что он смотрит на неё. Это для него летали её руки, и сияли глаза, и весе лилось бельё на веревке».
Только
мамины положительные эмоции могут сподвигнуть ребёнка ежедневно убирать за
собой игрушки. Если маме не лень, ей
нравится наводить порядок, то и
малыш будет с вдохновением ей помогать. Женщине, которая ненавидит работу по дому, лучше даже и не браться за дело
приучения ребёнка к порядку. Лучше
сохранить добрые отношения в семье,
чем жить в чистоте, по со злостью в
сердцах. Ведь всё-таки порядок в
доме не высшая ценность. Семья и
добрые отношения друг к другу намного
важнее.
Ирина ГУСЕВА, психолог журнал Мама, Папа, Я (№6 - 2010)
|