Имя сему явлению – детская истерика.
Наши милые ангелочки (особенно в возрасте от полутора
до четырех лет) порой закатывают самые настоящие истерики. Они швыряют вещи,
бросаются на пол, визжат, размахивают руками и ногами, а иногда даже задыхаются.
Подобные приступы протекают у всех по-разному. Одни малыши моментально выходят
из себя, но потом не менее быстро успокаиваются. Другие способны часами давать
такие «концерты», и порой кажется, что привести их в чувство просто невозможно.
Пример. В магазине у кассы мама с трехлетним
мальчиком. Ребенка явно заинтересовала яркая игрушка, идущая впридачу к
сладости, и он просит маму купить это. Маме не хочется тратить деньги на
пустяки и игрушку она не покупает. Ребенок моментально начинает «работать» на
публику – кричит, визжит, дергает мать за руку… В толпе нередко находится
«доброхот», который непременно укажет матери на недопустимость подобных сцен,
начинают сыпаться советы… Мать, доведенная до крайности, либо предпочитает покинуть магазин, так ничего и не
купив, либо идет на поводу у ребенка. Малыш рад – он добился своего! и
складывается определенный сценарий поведения – если он покричит и
покапризничает, то мама даст ему желаемое…
Нередко дети просто копируют поведение сверстников, и
капризы, в частности, – это нормальное явление. Здесь важно вовремя распознать
маленького «пересмешника» и правильно отреагировать.
Дети еще капризничают и устраивают истерики вовсе не
потому, что хотят досадить собственным родителям и поиграть на замечательном
инструменте под названием «мамины нервы». Они еще просто не умеют в столь юном
возрасте себя контролировать. И вместо того, чтобы проявлять крайне негативную
реакцию на поведение ребенка, нужно научиться справляться с подобными
проявлениями.
Мы
столкнулись с явлением «детские капризы», когда моему ребенку было около двух
лет. Толком не научившись говорить, он уже проявлял свой «козерожий» упрямый характер! на все был один ответ:
«Неть!». Чуть что – сразу в рев, крик… Ситуация, поначалу умиляющая, постепенно
становилась все более напряженной. Я сама иногда еле сдерживалась, чтобы не
сорваться на крик или, что еще хуже, не нашлепать по мягкому месту маленького
капризулю.
На помощь
пришла специальная литература для родителей и интернет-форумы, где мамы и папы
делились своими проблемными ситуациями и вместе искали выход из них. Исходя из
этого, я выбрала рекомендации, применимые к нашему случаю, и с успехом их
использовала. Мы обошлись без скандалов и походов к психологу.
Предлагаем Вашему вниманию несколько рекомендаций психологов,
которые позволят погасить нарождающуюся истерику и достойно выйти из ситуации.
- Научитесь предупреждать вспышки
Дети
скорее капризничают и выражают эмоции криком, когда они устали, проголодались
или чувствуют, что их торопят. Постарайтесь предвидеть такие моменты: не
отправляйтесь в магазин, когда ваш ребенок проголодался. Собираясь в сад или на
улицу, не предлагайте надеть одежду, которую ребенок не может терпеть. А еще
лучше – предложить малышу выбор: «В какой футболке/майке/шапке ты хочешь пойти?».
То есть здесь не категоричный приказ, а выбор «или-или».
- Переключайте детей на действия
Маленькие
дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так
называемые команды "вперед", чем прислушаться к просьбе прекратить
делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите подойти к
вам, дайте ему что-нибудь в руки, вместо того, чтобы требовать прекратить крик.
В первом случае он более охотно выполнит просьбу.
- Назовите ребенку его эмоциональное состояние
Маленький
ребенок не может словами описать свое состояние, и уж тем более – не знает как
выразить чувство, вызвавшее негативную реакцию. Чтобы помочь ему контролировать
свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название, например:
"Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного". Дайте ему
четко понять, что, несмотря на чувства, есть определенные пределы его
поведению. Скажите ему: "Хотя ты и рассердился, нельзя кричать в
магазине". Это поможет ребенку понять, что есть ситуации, в которых такое
поведение не допускается.
Если
истерика все-таки началась…
Прежде всего, нужно взять себя в руки и постараться не
раздражаться. Не стоит в момент разыгравшихся страстей пускаться в длинные
объяснения, пытаясь достучаться до сознания и совести малыша.
Наиболее действенный способ - отвлечь малыша. Как
только начнется истерика, резко переключите его внимание на что-нибудь
загадочное и необычное. Ребенок, заинтересуется и притихнет. Однако этот прием
требует большой фантазии и настроения, и не всегда бывает уместен и возможен.
Главное - своим поведением игнорировать истерику ребенка.
Если дело все-таки дошло до ситуации «на полу в
магазине/на улице» - образцово-показательная истерика – нужно объяснить ребенку
доступными словами, почему в данный момент его требование невозможно выполнить.
Детские истерики в общественных местах, как правило, рассчитаны не столько на
маму (или близкого взрослого), сколько на посторонних. Постарайтесь не
реагировать на "советы" посторонних, по возможности переждите эту вспышку,
дождитесь, когда аффект станет вялым, продолжайте свой путь в молчании. Потом,
по прошествии небольшого времени, когда ребенок успокоится, необходимо обсудить
происшедшее: "Что сегодня произошло, как надо было попросить".
Объясните, что такими поступками он ничего никогда не добьется.
Если капризы и истерики у детей постоянны, это может
быть следствием заболевания нервной системы, и ребенка стоит показать
врачу-невропатологу. Если же со здоровьем все в порядке, и, если капризы или
истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы
стоит искать в семейных отношениях, а именно, в реакциях родителей на поведение
ребенка. Капризы могут возникнуть в ответ на слишком потакающие действия
взрослых, на их противоречивые требования или на чрезмерно строгие меры,
которые применяются к малышу.
Детские истерики и капризы - почти всегда следствие
неправильного поведения родителей. Если ребенку все разрешают, выполняют все
его требования, "только бы он не расстроился", то последствия такого
воспитания - обычная капризность, избалованность и вседозволенность. Многим
мамам не удается ничего придумать в такой сложной ситуации и они предпочитают
уступить, лишь бы он замолчал. Это, конечно, вынужденный, но опасный путь. Он
ведет к тому, что реакции детей закрепляются и в следующий раз повторится нечто
подобное, только с еще большей силой.
В общем, детская истерика, это именно тот случай,
когда родительские головы должны оставаться холодными. Постарайтесь не отвечать
на повышенных тонах, и тем более, не позволяйте себе насилия по отношению к
ребенку. Самое действенное – уйти из комнаты, отвлечься самому и трезво
осмыслить происходящее. Некоторые родители подходят к происходящему с юмором и,
оборачивая ситуацию в смешную, гасят этим любые
проявления детской истерики.
Удачи вам и терпения!
Светлана БЕЛЯНИНА (по материалам изданий для родителей)
|