В ходе психического развития ребенка письмо появляется позже других навыков. В отличие от устной, письменная речь формируется только с помощью специального обучения, она более произвольна и сознательна, потому что требует непрерывного звукового анализа.
Первые упоминания о нарушениях письма встречаются еще в 1798 году, но термин «аграфия» (от греческого «а» – отрицание, «графо» – пишу) появился только в 1865 году, благодаря французскому врачу В. Бенедикту. В дальнейшем это название стали применять только по отношению ко взрослым пациентам, у которых письменная речь когда-то была сформирована, но вследствие какого-либо заболевания нарушилась. По отношению же к детям врачи используют термин «дисграфия».
Нейропсихологи и психофизиологи установили, что процесс письма осуществляется с помощью совместной работы нескольких участков мозга. Вот основные звенья, из которых состоит письменная речь:
1. Намерение что-либо написать и регуляция всего процесса письма. За это ответственны лобные доли головного мозга.
2. Процесс звукоразличения, с помощью которого производится анализ фонетического состава слова. За это важнейшее звено отвечает левая височная доля головного мозга. Она же координирует работу слухо-речевой памяти, которая необходима ребенку, чтобы запоминать то, что он хочет написать.
3. Зрительные представления, связанные с образами различных букв. Их воспроизведение невозможно без участия затылочных отделов мозга.
4. Актуализация моторных образов букв и обеспечение тонких движений руки. Эту работу выполняет сразу несколько зон головного мозга, начиная от мозжечка и заканчивая лобными отделами. Таким образом, при несформированности функций каждой из описанных зон у ребенка могут возникать проблемы с письменной речью.
По данным различных исследований, дисграфия в той или иной степени встречается у 5–15% младших школьников и у 3–7% детей от 10 до 16 лет. Иными словами, эта проблема поддается коррекции, при условии, что ребенок вовремя попадет в руки специалиста – логопеда или нейропсихолога. Но даже если школьник прошел курс специальных занятий, необходимо постоянно помнить, что он больше других детей нуждается в индивидуальном подходе при обучении.
В некоторых американских штатах существуют законы, защищающие права детей, имеющих трудности в письме и чтении. Так, школьным учителям запрещается зачитывать перед всем классом «перлы» из тетрадей дисграфиков и заставлять читать вслух дислексиков.
Законы не случайно объединяют детей с этими расстройствами письменной и устной речи в одну группу. По статистике, «чистые» дисграфики встречаются очень редко. Поскольку разные виды речи тесно связаны между собой, дисграфия часто сочетается с дислексией.
Слабое звено Можно выделить несколько групп детей, предрасположеных к появлению дисграфии. Освоение письменной речи нелегко дается левшам и, в особенности, переученным левшам. В отличие от правшей, они от природы имеют менее четкое распределение функций между двумя полушариями мозга. В этой ситуации переучивание на правую руку вносит еще больший хаос в психическую деятельность.
Другая группа риска – так называемые двуязычные дети, которым приходится осваивать письменную речь на чужом языке, в то время как думают они на родном.
Как ни странно, к дисграфии также склонны дети, рано освоившие грамоту по методикам, обучающим слоговому чтению, минуя звуко-буквенный анализ (например, кубики Зайцева и другие). Но поскольку эти проблемы в письменной речи связаны не с особенностями функционирования мозга, а с противоречиями в разных методиках обучения, они быстро устраняются после нескольких коррекционных занятий.
Гораздо больше времени на устранение дисграфии требуется детям, имеющим проблемы со зрительной или слухо-речевой памятью, несформированностью пространственных представлений и других высших психических функций.
Типы дисграфии Существует несколько классификаций форм дисграфии, но все их можно свести к шести основным формам.
Артикуляторная При этом виде дисграфии ребенок допускает ошибки на письме из-за своего неправильного произношения – то есть пишет так, как говорит. Например, если в устной речи школьника отсутствуют четкие звуки «ш» и «щ», то и при написании они будут смешиваться.
Акустическая Эта форма возникает из-за того, что ребенок пишет так, как слышит, путая глухие и звонкие звуки (например, «дуп» вместо «дуб», «ковта», а не «кофта» и т.д.), твердые и мягкие («больит», «мосьтик», «писмо» ), а также шипящие и свистящие (например, «писчат» вместо «пищат»).
Поскольку описанные формы дисграфии связаны с восприятием и воспроизведением речи, их коррекцию должны проводить логопеды. Большая часть упражнений направлена на исправление произношения и обучение четкой дифференциации трудных звуков.
Следующие три формы возникают из-за несформированности других базовых психических функций, поэтому занятия с детьми, имеющими такие нарушения, осуществляют нейропсихологи.
Оптико-пространственная Этот вид дисграфии связан с несформированностью пространственных представлений и синтезом информации от разных анализаторов.
Типичными ошибками детей, имеющих эту проблему, являются зеркальное написание букв, недописывание их элементов, перестановки букв и слогов, смешивание слогов и букв из разных слов в одном слове (к примеру, из слов «ясный» и «день» может получиться «ядный сень»), слитное написание предлогов или, наоборот, написание приставок отдельно от корня («при коснулся»).
Ребенку, испытывающему такие трудности, помогут упражнения, закрепляющие представления о структуре букв и составе слова.
Легко выделяя элементы трудных графем, конструируя их из пластилина или спичек, находя приставку, корень или окончание в словах, школьник уже не допустит таких ошибок.
Также будут полезны «вспомогательные» игры, направленные на коррекцию пространственных представлений: например, можно попросить ребенка разделить длинное слово на правую и левую части, посчитать количество букв, слогов в каждой из них, составить другие слова из тех же букв.
Аграмматическая Основные трудности при данной форме дисграфии связаны с неправильным употреблением окончаний, предлогов, ошибками при изменении слов по падежам, числам, трудностями согласования слов между собой. Бесконечное заучивание и повторение правил грамматики не дает никакого результата. При этом устная речь ребенка бедная, состоит из простых предложений, – то есть ребенок избегает употребления сложных грамматических конструкций.
Чтобы решить эту проблему, школьнику необходимо больше читать и пересказывать прочитанное, научиться составлять план рассказа и формулировать вопросы к тексту.
Полезно заучивать стихи и песни, так как вместе с ритмом или мелодией будут запоминаться различные грамматические конструкции.
Моторная Эта форма дисграфии связана с нарушениями движений. Она проявляется в недописывании слов, появлении лишних, двойных или даже тройных букв, пропусках букв и слогов. С одной стороны, моторная дисграфия является следствием нарушения контроля за собственными движениями, но довольно часто указанные ошибки оказываются следствием неврологических нарушений: повышенного, сниженного или неустойчивого тонуса руки, быстрой утомляемости и т.д.
Если наряду с ошибками на письме у школьника неровный, неразборчивый, чересчур мелкий или размашистый почерк, необходимо обратиться за консультацией к неврологу. Изменения в режиме дня, перераспределение учебной нагрузки позволяют детям с моторной дисграфией справиться с имеющимися трудностями.
Источник: http://deti.mail.ru/roditeljam/7-12_let/razvitie_i_obuchenie/smeshnye_karakuli |